Цель — указывает направление всего проекта. Если у вас нет понимания, зачем вам нужна эта система, уже на этом этапе можно заканчивать. Проще, чтобы она была конкретной, измеримой, достижимой, релевантной и временно ограниченной (классика, SMART). Ни один подрядчик не сформирует цель за вас, потому что это будет его цель.
1. Определение проблемы или потребности — а что я хочу решить/получить от будущей системы?
2. Определение ЦА — а кто вообще будет использовать мою систему? Сотрудники это тоже внутренняя ЦА. Лидия Михайловна в бухгалтерии и Сергей Федорович на производстве, в зависимости от задачи, могут быть одним сегментом. 20-ти летние специалисты поддержки другим.
3. Анализ рынка и конкурентов — а что у них и как работает? Нужен ли вообще мой продукт? К нам приходило пару десятков запросов на разработку сервиса такси («Брат хочу как яндекс»). Вопросы «зачем?» или «какая цель?», естественно оставались без ответа.
4. Формулирование цели — надеюсь, что SMART уже стал классикой везде. Если вдруг нет, то ответственность за понимание в этот момент на говорящем. Т. е. целью не может быть «хочу, чтобы компания взлетела» или «делаю, потому что у конкурентов есть» или «надо освоить бюджет». Это реальные примеры…
5. Приоритезация потребностей — что важнее именно сейчас? «Хотим автоматизировать всю компанию, сделать единый портал», чаще всего означает, не знаем что хотим, процессы не описаны.
6. Вовлеченность заинтересованных сторон — нужна ли пользователям система? Понятно, что люди в большинстве своем боятся нового, но тут классическое управление изменениями, сначала продаем и доносим ценность, затем внедряем и обучаем.
7. Документация — понятно, что великий «Агил» говорит нам, что работающий продукт важнее исчерпывающей документации, но это не отменяет ее в целом. Ориентир должен быть всегда, а что не написано, то неправда.